История пяти знаменитых полотен третьяковской галереи

Каждая картина рождается из красок и пустого холста. Но как получается потом то, что заставляет нас чувствовать боль или радость, удивление или смех? Что было у художника на душе, когда он создавал свой шедевр, можно только предполагать. Зрителю всегда кажется, что он что-то не разглядел: там, на заднем плане есть ещё подтекст, художник что-то зашифровал в сочетании образов и красок. История создания каждой картины Третьяковской галереи уникальна.

Некоторые полотна содержат не одно произведение. Так, например, знаменитая «Даная» Рембрандта не давала покоя исследователям. Девушка на картине не была схожа с женой художника, хотя известно, что Данаю он рисовал со своей жены Саскии. После проведённой рентгеноскопии удалось установить, что Даная была перерисована позже, уже после смерти Саскии. И следующий образ уже был срисован с новой возлюбленной художника. Также есть мнение, что портрет «Моны Лизы» Леонардо да Винчи написан поверх другого портрета. Возможно, разгадав эту загадку, мы смогли бы раскрыть тайну знаменитой улыбки Моны Лизы.

Дети особенно любят загадки и загадочные истории. Волшебство красок и образов позволит нам вместе с малышами вечно распутывать клубки сказочных историй создания знаменитых полотен. Мистическое или реальное событие, смех или страх положили начало произведению искусства? Давайте коснёмся тайны пяти самых известных полотен Третьяковской галереи.

        • «Неизвестная» Иван Крамской (1883 год) 
        • Надменная красавица с одной из самых известных картин передвижника остаётся неизвестной. Исследователям до сих пор не удалось раскрыть тайну незнакомки, изображённой на полотне художника. Перечитаны дневники и письма в поисках ответа на этот вопрос, но ни одного упоминания о прототипе девушки, изображённой на картине, нет. Кто-то считает, что, возможно, это крестьянка Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева и оказавшаяся в высшем обществе. Но эта версия ничем не подкреплена. Кто-то высказывает мнение, что «Неизвестная» – это иллюстрация литературного образа Анны Карениной. Другие говорят, что это Настасья Филипповна из «Идиота» Ф.М. Достоевского. Но ни одна из этих версий также не нашла однозначного подтверждения. 

          • «Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин (1889 год)
          • Даже самому талантливому художнику могут не удаваться некоторые моменты. То ли Шишкину не удавались медвежата, то ли животные особенно удавались 

            Эта история породила множество мифов о ссоре между Шишкиным и Савицким, о неумении Шишкина рисовать животных. На самом деле два знаменитых художника были друзьями и часто приходили друг к другу в мастерские. Возможно, что после создания картины «Туман в сосновом лесу» Савицкий высказал мнение, что неплохо бы смотрелись тут проснувшиеся медведи. А Шишкин тут же дал другу кисть и попросил нарисовать. Несмотря на необычную историю создания, картина написана в одном стиле и продолжает радовать нас и наших детей. Именно по этой причине в советское время создали яркую конфетную обёртку по мотивам «Утра в сосновом лесу», но почему-то не дорисовали четвёртого медведя.

          • К. Савицкому. Но, оказывается, задумка «Утро в сосновом лесу» принадлежала Савицкому, а знаменитых играющих в лесу медвежат рисовал именно он. Шишкин и Савицкий были обозначены как авторы картины. Но П. Третьяков стёр фамилию Савицкого после покупки полотна – по причине того, что он заказывал картину одному Шишкину.

            • «Неравный брак» Василий Пукирёв (1862 год) 
            • Многие из нас помнят эту картину с детства. Современный ребёнок не всегда поймёт выражение «неравный брак». Следует объяснить, что «неравный» означает несоответствующий по возрасту и по достатку.

              Обедневшие дворянские семьи того времени часто ощущали на себе давление общественности и традиций: нужно было любой ценой сохранить статус и улучшить благосостояние семьи. Молодые девушки выдавались замуж за богатого ради возможной перспективы выхода семьи из затруднительного положения и возвращения в высший свет. Чаще всего взять бесприданницу замуж соглашался пожилой и избалованный светом человек, т.к. только такой мужчина мог себе это позволить. Внутренняя трагедия каждой такой девушки нашла воплощение в образах знаменитой картины.

              Удивляет контраст уверенного и самодовольного несимпатичного лица жениха и растерянного грустного лица молодой тоненькой невесты. Мало кто обращает внимание при первом знакомстве с картиной на шафера, стоящего на заднем плане. Он будто недоволен ситуацией, находится в отчаянии. Знатоки говорят, что шафера В. Пукирёв срисовывал с себя, т.к. художник сам пережил расставание с возлюбленной, которую отдали замуж за богатого и пожилого.

              • «Богатыри» Виктор Васнецов (1898 год) 

Из простого наброска карандашом после 30 лет работы в селе Абрамцево вышла гениальная картина «Богатыри». Это произведение Виктора Васнецова, как и всё его творчество, посвящено русскому фольклору и народным традициям. Каждая деталь картины, как и каждый образ устного народного творчества – это символ и дыхание великой культуры.

Русский героический эпос перешёл, кажется, из слов в краски. Родная земля со стройными молоденькими елями, высокое небо, холмы, настороженные позы всадников – всё говорит о готовности богатырей охранять границы своего края. Из-за тёмных облаков, ветра и неоглядного простора зритель чувствует напряжение и тревогу. Ветер несёт облака, прижимает травы и развивает гривы коней, но былинные герои монументальны. Готовностью и решимостью наполнены взгляды и позы богатырей.

Три героя – три образа. Илья Муромец в центре излучает силу и мудрость, даже вместо узды на его коне цепь. Добрыня Никитич – интеллигентный и сдержанный, но также решителен и готов вынуть меч из ножен. Алёша Попович с гуслями – символ молодости и русского песенного характера. Он т

акже на страже. Некоторые исследователи считают, что Васнецов в образе Добрыни видел себя.

  • «Княжна Тараканова» Константин Флавицкий (1864 год) 

Существовало много историй и легенд по поводу внебрачных детей и самозванцев Елизаветы, от которых всячески пыталась оградить себя и свой престол Екатерина Вторая. Есть легенда и о княжне, которую по приказу Екатерины похитили и заточили в Петропавловскую крепость. Но историки склоняются к версии, что княжна Тараканова прожила всю свою жизнь в монастыре как монахиня. Самая известная картина Флавицкого наделала много шума отнюдь не из-за исторически спорного момента, а из-за рук.

Стоящая в изнеможении в темнице крепости девушка и подбирающиеся к её ногам крысы – вот первое, что мы видим, знакомясь с картиной. Но стоит подойти ближе и проследить линии рук от плеч, как мы увидим кроме двух рук, бессильно опущенных, еще две, что скрещены на груди. Первый вариант картины был именно с поднятыми к груди руками. Картина много путешествовала и, однажды попав под дождь, показала зрителям четыре руки. Как бы качественно не пытались закрасить предыдущий вариант, руки всё проявляются и проявляются.

Каждая картина — загадка. Важно научить ребёнка видеть и анализировать малейшие детали. Не все загадки картин Третьяковской галереи ещё разгаданы. 

 

  •  
Дата публикации: 31.05.2016 г. Количество просмотров: 849