СОБИРАЕМСЯ В ТРЕТЬЯКОВКУ! СО ШПАРГАЛКОЙ В МУЗЕЙ: «СИРЕНЬ» Врубель

Дорогие мои ДРУЗЬЯ!

Продолжаем нашу рубрику: шпаргалки по великим полотнам Третьяковской галереи.

Вы не представляете, с каким наслаждением и радостным предвкушением я сажусь за написание этой рубрики. Тематика этой рубрики мне не только близка по духу, но и очень интересна, потому что созерцание великих картин со знанием исторических, философских, биографических и прочих деталей картины даёт синергетический эффект восхищения прекрасным. Когда ты знаешь какие-то детали, открываются совсем другие стороны картины, начинаешь всматриваться в элементы, которые ты мог и не заметить.

Когда есть возможность прикоснуться к прекрасному, порой не всегда понятному (но это только на первых порах!), не упускайте её. Старайтесь чаще уходить от суеты нашей жизни. А мы со своей стороны, приложим все усилия сделать жизнь Ваших детей и Вашу чуть более интереснее и комфортнее.

ИТАК,

Мы очень надеемся, что наши шпаргалки о полотнах Третьяковской галереи вдохновят Вас на посещение музея. Присоединяйтесь к нашим поездкам, пока дети играют, Вы можете спокойно созерцать великие полотна!

Михаил Врубель «Сирень» 1901 г.

Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. "Врубель, - пишет Головин, - идеально выражал свою мысль. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал".

Даже среди блестящих художников конца XIX - начала XX века Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего искусства.

Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объёмной формы. Выявление структуры предмета становится для художника прежде всего способом заострения его музыкально-ритмических свойств, скрытой в нем орнаментики, обладающей энергией магнетического воздействия на зрителя. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма...

Оригинальность мысли, новизна формы часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника. «Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, - вспоминает Илья Репин, - и какие есть перлы его гениального таланта».

Картина «Сирень» 1901 г. – один из нескольких живописных «ноктюрнов» Врубеля.

Сирень занимает почти всю картину, она настоящий «герой», персонаж картины. Можно даже сказать, что это не пейзаж, а портрет сирени.

Перед нами ночной пейзаж, «ноктюрн». Нам нечасто удаётся увидеть сад ночью. И этот пейзаж, с проступающими очертаниями деревьев на заднем плане и с кустом сирени под луной на переднем, похож на сон. Или на то, что мы видим перед пробуждением, между сном и явью.

Справа внизу – скамейка, на скамейке сидит девушка. Художник не окончил картину, поэтому здесь мы видим только подготовительный рисунок углем на холсте. Мы не знаем, почему он не закончил картину. Важно, что незавершённость не мешает нам увидеть то, что Врубель хотел показать, а кроме того, всегда интересно посмотреть на «кухню» художника, на первый этап его работы.

Почему неоконченная картина выставляется в музее? У Врубеля есть две «Сирени». Одна написана в 1900 году, другая, неоконченная, – в 1901-м. Сам художник говорил: «Прошлогодняя моя сирень относится к настоящей вещи как эскиз к картине. Там мне удалось только кое-что уловить, и я очень захотел захватить вещь полнее; вот причина, что я упорствую на этом сюжете».

Почему эта девушка ночью сидит на скамейке? Возможно, ей не спалось, и она вышла на ночную прогулку в сад. Она задумчиво смотрит куда-то, может быть, кого-то ждёт.

Над кустом сирени видна голова ещё какой-то девушки. Да, мы видим женскую голову и руки. Фигура не отделена от сирени, она как бы вырастает, проявляется из неё, создана из того же вещества. Это больше похоже на какой-нибудь сказочный персонаж или дух. Такие духи – божества деревьев – в древнегреческой мифологии назывались дриадами. Дриады представали в женском обличье и были одновременно прекрасными и пугающими, дикими и непонятными, как сама природа. Считалось, что увидеть этих существ вероятнее ночью.

Эта сирень и сама становится как живая! Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Понятно, что это говорится в переносном смысле – ведь на самом деле художник только изображает природу при помощи холста, кисти, красок и так далее. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Перед нами уже не просто куст сирени – сама дриада в пышном, торжественном одеянии, волшебном платье из лиловых соцветий. Но её не сразу можно разглядеть… Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали. Очертания предметов как бы проступают из темноты, из мрака. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Краска, нанесённая на холст, становится веществом, из которого возникает мир, а кисть – инструментом. И, как в природе из соединения атомов рождается определённое существо или растение, так и для Врубеля нет случайностей, а есть строгий закон – краски положены на холст в том единственном порядке и ритме, который только и возможен для создания нужного образа.

Первоисточник: http://family.booknik.ru/

Дорогие друзья! Помните, пожалуйста, о том, что на мониторе и даже на репродукции невозможно разглядеть самого главного – цвета и фактуры картины. Пожалуйста, сходите в Третьяковскую галерею. Зал Врубеля находится в основном здании Третьяковки. Адрес: Лаврушинский переулок, д. 10. 10.00–19.30. Выходной – понедельник.

Приглашаем Вас к нам на ПРИКЛЮЧЕНИЯ. У нас увлекательные КВЕСТЫ для детей в Третьяковской галрее. Обратите внимание, пункт отправления на экскурсию: Балашиха.

Квест «ПРОДЕЛКИ ПРИВЕДЕНИЯ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ» для 7-10 лет;

Квест «ЗАГАДОЧНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ»  для 10-12 лет

Квест в Третьяковской галерее «ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ» для 13-14 лет.

Умного досуга Вам и Вашим детям! Красота личности через искусство!

Дата публикации: 16.11.2016 г. Количество просмотров: 1473