Собираемся в Третьяковку! Со шпаргалкой в музей: «Боярыня Морозова»

Дорогие друзья!

Мы открываем рубрику: ШПАРГАЛКИ по шедеврам Третьяковской галереи!

Нам очень хочется поделиться с Вами замечательными, вдохновляющими историями об известных полотнах, о художниках и тайнах, которые столетиями обволакивают эти картины.

Откроем небольшую тайну: некоторые картины из нашей новой рубрики представлены в наших КВЕСТАХ для детей в Третьяковскую галерею.

Как Вы знаете, КВЕСТ в музее это, как правило, самостоятельное изучение, исследование музейного пространства и экспозиций. Большинство родителей знают, что как сложно детям провести в музее даже час!, а истории о живописи, биографии художников очень быстро их утомляют. Поэтому и был придуман такой формат проведения досуга в музее, который заинтересовал бы наших детей.

Наша программа начинается с первых минут поездки: время, которое мы проводим в экскурсионном автобусе от Балашихи до Третьяковской галерее, мы зря не теряем. А в увлекательной форме рассказываем интересные истории полотен Третьяковки, просим детей внимательно слушать, ведь на обратном пути устраивается небольшая викторина с призами!

ИТАК,

Мы очень надеемся, что наши шпаргалки о полотнах Третьяковской галереи вдохновят Вас на посещение музея. Присоединяйтесь к нашим поездкам, пока дети играют, Вы можете спокойно созерцать великие картины!

Суриков Василий Иванович «Боярыня Морозова»

«Боярыня Морозова» является одной из самых известных картин выдающегося русского художника В. И. Сурикова.

Картина была написана в 1887 году. Она выполнена маслом на холсте. Размер картины поражает воображение, и составляет 304 х 587,5 см.

Историческим содержанием произведения послужила церковная реформа, проведённая при Алексее Михайловиче.

Факты свидетельствуют, что раскольничество захватило лишь отдельных представителей боярства. Ф. П. Морозова, несмотря на то, что она приходилась родственницей Алексею Михайловичу, считалась фанатичной поборницей древнего «благочестия». Суриков изображает момент, когда раскольницу, закованную в цепи, везут на дровнях по московским улицам на допрос и пытку. Она знает, что идёт на муки и гибель, но, вскинув к небу правую руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие (знамение старообрядчества), призывает народ твердо стоять за старую веру.

Голубое сияние зимнего дня благодаря «отступающим» свойствам холодных тонов резко выдвигает на зрителя тёмное пятно строгих чёрных одежд Морозовой. Вскинутая вверх рука героини при общем композиционном диагональном положении фигуры становится похожей на взметнувшийся язык чёрного пламени.

Суриков тонко передаёт различные оттенки сострадания, горячего сочувствия и, наконец, активной поддержки, которые вызывает у народа судьба Морозовой. Она черпает энергию и волю в сочувствии тех, кто провожает её в трагический путь. В этом причина стойкости раскольницы.

Среди персонажей картины особое место занимает юродивый. Нищие и юродивые не раз встречались в полотнах предшествующего периода. Рассказ о человеке, существующем лишь за счёт подаяния, вызывал наиболее острую жалость к обездоленному люду.

Юродивый у Сурикова, сидящий на снегу... оборван, бос и, конечно, голоден. Железные цепи и вериги растерли ему шею и плечи. Но он этого не замечает настолько в нём всё устремлено к Морозовой. Его поднятая в благословляющем жесте рука выражает страстное желание ободрить раскольницу, сделать несокрушимым её мужество.

Итак, юродивый Сурикова требует от зрителей сострадания не к себе, а к знатной боярыне. Он напутствует её, видя в ней личность, жертвующую собой во имя близкой и для него идеи.

Это изменение акцентов в показе страдающего народа привело художника и к поискам новой изобразительной формы. Предпринятая Суриковым накануне начала работы над «Боярыней Морозовой» большая восьмимесячная творческая поездка за границу (в Германию, Францию, Италию и Австрию) сказалась на повышении его живописного мастерства.

Он широко использовал те колористические возможности, которые перед ним открывала заснеженная московская улица XVII столетия, избранная в качестве места изображаемого события. Отсветы от снежного покрова, падающие искрами на толпу, сообщают даже самым жалким «бесцветным» лохмотьям необычайную живописность. Красочная нарядность древнерусского женского костюма дополнительно помогла добиться особой мажорности общего цветового звучания.

Жизнеутверждение, пронизавшее цветовую гамму полотна, находится в полном соответствии с новыми взглядами на народ, выраженными в творчестве Сурикова.

Активнейшая участница освободительного движения восьмидесятых годов В. Н. Фигнер, получив в архангельской ссылке журнальную репродукцию с картины Сурикова, писала:

«Гравюра говорит живыми чертами: говорит о борьбе за убеждения, о гонении и гибели стойких, верных себе. Она воскрешает страницу жизни... 3 апреля 1881 года... Колесница цареубийц...Софья Перовская».

В обстановке полицейского террора, воцарившегося вслед за казнью Александра II, совершенной по приговору тайной народнической организации, «Боярыня Морозова» приобретала непосредственно злободневное значение. Наконец, сам выбор женщины в качестве главного персонажа художественного повествования о героической борьбе также являлся знамением времени.»

(Пикулев И.И «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Первоисточник: http://www.literaturus.ru/

Дата публикации: 15.11.2016 г. Количество просмотров: 517